HomeОбработка сталиПайка металла › Контроль паяных швов

Контроль паяных швов

Контроль паяных швовКонтроль паяных швов является последней важной операцией технологии пайки, применяемой в производстве. Процесс контроля в каждом отдельном случае может быть упрощен, а количество проверок уменьшено или увеличено в зависимости от условий работы конструкции и производственных требований, предъявляемых к паяемым изделиям и изложенных в предыдущих главах при описании выбора способа пайки, припоя, конструкции соединения, метода очистки и пр.

Способы контроля обычно определяются условиями работы паяной детали, а во многих случаях устанавливаются основным потребителем или специальными техническими условиями.

Для получения сравнительных результатов часто применяются опытные или макетные образцы. Это могут быть образцы, выполненные при установлении режима пайки, или образцы, взятые из производства. В любом случае эти образцы показывают минимально приемлемое качество паяного соединения. Такие образцы применяются для определения глубины затекания припоя, количества и размеров пустот в соединении и др. и служат готовыми эталонами для контроля.

Проверочные испытания разделяются на две группы: испытания без разрушения и испытания с разрушением.
Испытания без разрушения
Визуальный осмотр как .метод проверки паяных соединений без разрушения находит самое широкое применение в промышленности. Однако визуальный осмотр не может быть эффективным, если затруднен всесторонний осмотр паяного соединения или если остатки флюса закрывают часть шва. Визуальный осмотр является также предварительным контролем соединения и в том случае, когда применяются другие методы проверки.

Если припой подается в соединение с одной стороны или предварительно укладывается внутрь соединения (обычно соединения внахлестку), вблизи одной его стороны, то наличие тонкого валика (галтели) с противоположной стороны соединения, обнаруживаемое после пайки визуальным путем, свидетельствует о прочности соединения. Если припой подается в соединение с той стороны, которая должна проверяться (при неправильной практике), та можно получить хороший валик на этой стороне соединения без проникания припоя через шов.

Испытание давлением необходимо производить в том случае, когда соединение должно быть плотным и не должно пропускать жидкости или газа. Соединения, подвергающиеся действию низкого давления, можно испытывать воздухом, но соединения, предназначенные для работы под высоким давлением из соображений безопасности, следует подвергать гидростатическим испытаниям. Можно также применять и газы, такие как гелий и фреон (freon). Однако, если применяется газ, то он должен быть инертным и невредным для здоровья окружающих в случае утечки. Давление, создаваемое при испытаниях, должно быть всегда больше давления, под которым будут работать паяные соединения, и обычно определяется по спецификации или по специальным нормам.

Проверка путем флуоресценции и проникающей краски применяется для обнаружения дефектов, имеющихся на поверхности как магнитных, так и немагнитных материалов. Этот метод проверки широко применяется для контроля паяных соединений из нержавеющей стали, которые могут подвергаться коррозионному растрескиванию под напряжением.
Проверка методом электросопротивления основана на различном падении напряжения при прохождении электрического тока через поперечное сечение паяного соединения.

 

При пропускании через паяное соединение тока относительно небольшой силы (с одной стороны шва на другую) измеряется общее падение напряжения при помощи сдвоенного мостика Кельвина. Пустоты, имеющиеся в паяных швах, удлиняют путь прохождения тока и таким образом обнаруживаются по увеличенному падению напряжения.
Рентгеноскопия применяется до некоторой степени как метод контроля паяных швов. Как правило, рентгеноскопическим мета-дом можно проверить спаянные детали примерно одинаковой толщины и не слишком толстые, чтобы можно было сделать экспозицию перпендикулярно плоскости паяного соединения. Угловое изображение или изображение со стороны шва может дать неправильное представление о паяном соединении. При особой предосторожности можно получить изображение двух сторон шва, например, при соединении трубы.

Испытания с разрушением
Методы испытаний с разрушением паяных деталей обычно применяются при выборочных испытаниях, которые производятся лишь на небольшой части изготовленной продукции. Результаты таких испытаний суммируются для всей партии паяных деталей и все паяные соединения на различных участках принимаются или бракуются.

В том случае, когда проверка паяных соединений осуществляется без их разрушения, например путем визуального осмотра, можно периодически производить и выборочную проверку шва с разрушением для поддержания более жесткого контроля паяных соединений.

Испытанию на отдир обычно подвергаются соединения внахлестку. Одна часть соединения укрепляется жестко, как в тисках, а другая часть сдвигается относительно шва. Это испытание можно\’ применять в качестве производственного качественного контроля1 для определения общего качества соединения и количества пустот7 в паяном шве. Для большинства случаев пустоты, распределенные равномерно по всему шву, могут занимать до 25% общей площади паяного соединения; в случае особо ответственных соединений пустоты обычно не должны превышать 15% общей площади.

Испытания на разрыв или срез обычно проводятся для определения прочности паяного соединения. Такие испытания чаще проводятся в лабораториях для определения основной прочности самих припоев и соответствия конструкции соединений. Эти испытания можно применять для проверки относительной прочности паяных соединений и деталей узла. Испытанию на разрыв или срез подвергают паяные соединения для проверки их прочностных характеристик при температурах выше или ниже нормальной. Указанные испытания более широко применяются для исследований,, чем; для производственного контроля качества, хотя они применяются для отработки процесса пайки выборочных образцов.
Испытанию на усталость паяные соединения подвергаются в ограниченных случаях. Как правило, такие испытания требуют продолжительного времени, поэтому в качестве критерия контроля качества они применяются очень редко.

Испытания на удар, подобно испытаниям на усталость, ограничиваются лабораторной практикой и проводятся для определения1 основных свойств паяных соединений. Как правило, обычные образцы с надрезом не являются лучшими для паяных соединений. Для получения более точных результатов требуются соединения специального типа, которые можно подвергать испытанию на удар-при температуре выше и ниже нормальной.

Испытания на скручивание паяных соединений как контроль качества проводятся очень редко. Эти испытания специально применяются в случаях, когда шпильки, винты или различные трубчатые детали припаиваются к более массивным деталям.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets

Comments are closed.