HomeАлюминий › Алюминий помогает человеку

Алюминий помогает человеку

Алюминий помогает человекуАлюминий помог человеку на море подняться в заоблачные высоты, устремиться в космические дали, овладеть морскими безднами, опуститься на дно океана. В древних легендах, на старинных гравюрах и рисунках запечатлено немало попыток человека заглянуть в неведомый подводный мир. Существует предание, что греческий полководец Александр Македонский спускался на глубину 90 метров в специальном колпаке, прикрепленном цепью к кораблю. Изобретение акваланга, одним из создателей которого был энтузиаст подводных исследований Жак-Ив Кусто, открыло перед исследователями незабываемую картину на глубине до 300-500 метров.

Однако ученые стремятся все глубже проникнуть на дно морей и океанов. Инженеры и конструкторы ищут способы создания новых типов глубоководных аппаратов.
\»В двадцатых годах нашего века два отчаянно смелых американца — Вильям Биб и Отис Бартон — вспомнили об остроумном приспособлении Александра (Македонского. — Б.Р.) и работы множества других изобретателей, придумывающих устройства для погружения в глубины океана,. — пишет известный американский океанограф М. Гюберлет. -

 

Американцы решили поискать что-нибудь получше, чем стальные скафандры и обувь со свинцовой подошвой, которыми пользовались в их время. Они предполагали построить капсулу, достаточно прочную, чтобы в ней можно было опуститься на большую глубину и вновь подняться на поверхность\»1. К 1929 году был уже спроектирован и построен ими стальной шар, высотой менее человеческого роста.

 

Изобретатели назвали его  \»батисферой\» (от греческих слов \»батис\» — глубокий, \»сфера\» — шар). Однако у батисферы много недостатков — построить ее не так уж просто, трудно разместить в ней наблюдателей и аппаратуру. И самый главный недостаток — она не может самостоятельно всплыть. Батисферу прикрепляли к судну тросом. Если он оборвется, гибнут люди. Поэтому ученые и изобретатели продолжили попытки построить новый аппарат, который, не будучи привязан к кораблю, мог бы самостоятельно опуститься на большую глубину.

Еще в 1937 году А. Пикар, физик, построивший стратостат, заинтересовался подводным царством и задумал создать глубоководный аппарат, способный погружаться в морскую пучину и передвигаться там по горизонтали. Почти двенадцать лет потребовалось ему для осуществления этой идеи. Лишь в ноябре 1948 года подводный автономный аппарат получил боевое крещение — он погрузился на глубину свыше 3000 метров.

С тех пор построено много различных глубоководных аппаратов, особенно за последние годы в США и Японии. Они рассчитаны на двоих — шестерых \»пассажиров\» и приспособлены к работе на разных глубинах. Все они оснащены приборами и оборудованием, позволяющими решать множество задач по океанографии, биологии, геологии, изучать горячие источники, следить за поведением рыб.

Все эти глубоководные аппараты построены, как правило, из стали. Особняком стоит \»Алюминаут\», способный опускаться на глубину 5000 метров, выполненный целиком из алюминия. Поэтому и масса его значительно меньше, чем у его \»собратьев\». \»Алюминаут\» имеет съемные колеса, которые водолазы подсоединяют перед погружением. Это приспособление помогает аппарату легко удерживаться на определенном расстоянии от дна.

Вот как описывает погружение \»Алюминаута\» на дно Атлантического океана руководитель глубоководной экспедиции Артур Маркел: \»Все, кто находился на его борту, прильнули к смотровым иллюминаторам. Мощные иодно-вольфрамовые прожекторы (их рефлекторы были также изготовлены из алюминия), вынесенные на стреле перед носом \»Алюминаута\», осветили толщу воды, и тут стало видно, что дно, к которому быстро приближался аппарат, имеет совершенно необычный вид. Нам казалось, что мы стремительно опускаемся на огромную асфальтированную площадь. Оно напоминало черное шоссе.

Едва коснувшись дна, \»Алюминаут\», мягко амортизируя на резиновых подушках, двинулся дальше. Он катился по дну, как автомобиль по мощеной дороге. Такое недоступно обычным подлодкам, да и не всем глубоководным аппаратам под силу. Механические \»руки\» отломили кусок \»асфальта\» и положили в огромный металлический (также сделанный из алюминия) контейнер, укрепленный под носом аппарата. Глыба весила 75 килограммов\».

Помогая подводному флоту науки добиваться новых успехов, алюминий и его сплавы верно служат океанографам при надводных исследованиях. Широко используют алюминий и его сплавы в судостроении. Разработаны десятки разных сплавов, обладающих высокой устойчивостью против разрушающего действия морской воды.

Завоевание алюминием морских просторов имеет давнюю историю. Еще в 1893 году был спущен на воду небольшой миноносец, при постройке которого использовали алюминий. А несколько лет назад во Франции сошел со стапелей громадный океанский лайнер, водоизмещением свыше 50 тысяч тонн. Длина его корпуса, изготовленного из алюминия, 315 метров. Он может брать на борт две тысячи пассажиров. На этом гигантском корабле шлюпки, трубы, мебель — все из алюминия.

За рубежом много лет существует обычай — присуждать голубую ленту пассажирскому лайнеру за наибольшую скорость перехода из Европы в Америку. Нет сомнения в том, что обладателями этого и других подобных призов станут корабли, разрезающие своей алюминиевой грудью океанские волны. И тому порукой поражающая воображение скорость, какой уже достигли в нашей стране \»Ракеты\» и \»Метеоры\» — суда из алюминиевых сплавов на подводных крыльях. Советское судостроение по праву оценило этот металл — крылатый в воздухе, крылатый и на воде.

 

Далеко разносится слава об этих судах, скользящих по водной глади. \»Способности\» этих кораблей оценили десятки стран, купившие у Советского Союза лицензию на них. И стать такими стремительными помогла этим судам не только удачная конструкция, но и выбор самого легкого, прочного металла для ее воплощения. Все более твердые позиции занимает алюминий в наземном транспорте.

 

Не касаясь даже \»стройки века\» — Байкало-Амурской магистрали, можно с уверенностью сказать, что ни в одной стране не растет так быстро сеть железнодорожных путей, как в СССР. Особенно быстро осуществляется в нашей стране электрификация железных дорог. Согласно \»Основным направлениям экономического и социального развития на 1986-1990 годы и на период до 2000 года\» к концу двенадцатой пятилетки протяженность электрофицированных железнодорожных линий увеличится на 8 тысяч километров\»1.
И всюду им будут сопутствовать алюминий и его сплавы. Они снижают массу вагонов и локомотивов/электровозов и тепловозов более чем на одну треть.
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1986. — С. 307.

Article Global Facebook Twitter Myspace Friendfeed Technorati del.icio.us Digg Google StumbleUpon Eli Pets

Comments are closed.